МЕСТО ПИЛОТАЖА
Место пилотажа оценивается одним из следующих способов: механически с помощью следящего устройства или индивидуальными судьями.
Место пилотажа подразумевает расположение фигур относительно границ зоны пилотажа.
Место пилотажа также рассматривается как расположение каждой фигуры на оптимальном расстоянии от судей, принимая во внимание высоту и характер каждой выполняемой фигуры.
Кроме того, место пилотажа также принимает во внимание симметричное расположение комплекса в целом слева и справа от судейской позиции.
Границы зоны пилотажа.
Когда на соревнованиях присутствуют линейные судьи, нарушение границ зоны пилотажа штрафуется непосредственно (напрямую) и судьям надо обращать меньше внимания на такие нарушения при оценке места пилотажа. Когда линейные судьи отсутствуют, судьи должны дополнительно снижать оценку, когда пилот выполняет фигуры явно вне зоны пилотажа.
На международных соревнованиях: Когда линейные судьи отсутствуют, вводится гораздо более высокий коэффициент для оценки места пилотажа и судьи должны дополнительно снижать оценку, когда пилот выполняет фигуры явно вне зоны пилотажа. В этом случае коэффициент оценки места пилотажа специально выбран так, чтобы снижение оценки на 1 балл было эквивалентно двум фигурам, выполненным вне зоны пилотажа. Таким образом, если судья считает, что четыре фигуры выполнены вне зоны пилотажа, оценка за место пилотажа должна быть снижена на 2 балла в дополнении к любому снижению оценки, сделанному в соответствии с принципами, изложенными в следующем параграфе.
Оптимальное расположение фигур.
Даже если фигуры выполнены в пределах зоны пилотажа, судьи должны рассматривать их расположение относительно оптимального, когда точность их выполнения и геометрия видны наилучшим образом. Это оптимальное расположение будет изменяться в зависимости от высоты и характера выполняемой фигуры. Последовательно точное пилотирование лучшим образом оценивается, когда подъем взгляда судьи относительно горизонта разумно постоянен. Это означает, что когда самолет находится на большей высоте, он также должен быть на большем удалении от судейской позиции вдоль поперечной оси. Следовательно, когда самолет низко, он должен быть ближе к судьям, чтобы дать ту же перспективу.
Однако, даже при наилучшем расположении комплекса некоторое изменение в подъеме линии взгляда судьи неизбежно. Эти различные углы визирования также влияют на оптимальное расположение фигур различных типов. Например, части петель и 45-градусные восходящие и нисходящие линии гораздо проще оценить точно, если угол взгляда по отношению к горизонту мал. И наоборот, такие фигуры сложно оценить, если они выполняются высоко и близко к передней линии зоны пилотажа.
Далее, такие тонкие моменты, как точность фиксаций через 45?, гораздо проще судить, когда фигура ближе к судьям и относительно низко, чем когда она выполнена на удалении в километр в задней части квадрата, не говоря уже - вне его.
Рассмотрение всех параметров, изложенных в нескольких коротких параграфов этой части, позволит судье принять отчетливое решение по любой фигуре, явно выполненной в отличной от оптимальной позиции. Судейство конкретной фигуры будет осложнено и такая плохая презентация должна отразиться на оценке за место пилотажа за комплекс. Должно быть уместным снижение оценки на 0.5 - 1 балла за каждую такую плохо расположенную фигуру, в зависимости от серьезности вызванных сложностей.
Симметрия комплекса
Предыдущая часть рассмотрела фигуры, выполненные вне зоны пилотажа, а также слишком близко или слишком далеко от судейской позиции. Последним фактором в оценке места пилотажа за комплекс является его симметрия относительно поперечной оси. Особенно в условиях сильного встречного ветра или допустимого попутного ветра некоторым пилотам мо-жет оказаться сложным размещение комплекса симметрично относительно поперечной оси.
В комплексе из 12 фигур, например, 6 фигур, выполненных в наветренной, и 6 - в подветренной части квадрата относительно центра, будут представлять идеальный полет. Неравный баланс, например, 4 и 8, будет характеризовать более низкий уровень мастерства и повлечет снижение оценки за место пилотажа на 1 балл. Больший дисбаланс, 3 и 9 или 2 и 10, повлечет большее снижение оценки.
Учет бокового ветра
При оценке места пилотажа судья должен учитывать наличие и силу бокового ветра. В сильный боковой ветер опытный спортсмен может быть вынужден начинать выполнение комплекса близко к судьям на большой высоте, для того, чтобы выполнить программу в преде-лах зоны пилотирования. В этом случае оптимальным нужно считать расположение фигуры в квадрате, позволяющее спортсмену расположить весь комплекс в пределах квадрата и, по возможности учитывающее комфортность работы судей.
Резюме
Окончательное решение судьи по оценке за место пилотажа не просто. Оно должно включать снижение за асимметрию комплекса, неоптимальное размещение отдельных фигур и, в случае отсутствия линейных судей, за фигуры, выполненные явно вне зоны пилотажа. В то время, как особенно хорошо составленные и расположенные комплексы могут принести оценку 8.5 или подобную, плохо выполненный комплекс может заслуживать очень низкую оценку от 0 до 2 или 3.
Это дополнительное бремя, возложенное на судейскую коллегию, заслуживает так же много рассмотрения (внимания), как и оценка индивидуальных фигур, если разница между плохими и хорошими полетами должна быть справедливо оценена.