В 9-й квадрат
Критические режимы
Обучение
Фигуры пилотажа
Публикации
 

Памяти А.В. Щукина...

И был парад..

"Крылья Родины", 1988 г., № 12

Город в Подмосковье, который иногда зовут авиационной столицей, невелик. Люди связаны в нём одной судьбой,мечтой, работой. Все знают друг друга в лицо. Радости и тревоги, горе и успехи, слава и трагедия мгновенно становятся общими. И в августовский солнечный день, сразу после того, как в трёхстах метрах от взлётной полосы упал самолёт Су-26М, город узнал - не стало Александра Щукина, выдающегося лётчика - испытателя, пилота космического корабля "Буран". Погиб всеобщий любимец... Около двух недель назад он провожал в последний путь своего космического командира Анатолия Левченко, на которого обрушилась страшная болезнь,и на глазах всего города не мог сдеожать слёз: "Толя, я так хотел подставить тебе своё крыло..."

И город замер. Нет, не в обывательски - любопытном "что же теперь будет", а в принципиально - нравственном "что теперь делать". В ближайшее воскресенье - День Воздушного Флота. Но до праздника ли в таком горе - за какие-то две недели авиация потеряла двух пилотов космического корабля. Вполне естественным побуждением было всё отменить, переждать боль, успокоиться. И такие предложения высказывались в числе первых, но лишь затем, чтобы их сразу отвергли и забыли. Сделали по-другому - мудро и человечно...

...И был парад. Его открыл на флгманском корабле Ил-76 экипаж лётчика-испытателя Виктора Александрова. По традиции флагман шёл в сопровождении эскорта - у правого крыла тяжёлой транспортной машины летел сверхзвуковой перехватчик. Место слева от флагмана, где должен был находиться самолёт Щукина,осталось пустым. Пролёт парадной пары самолётов в непривычном строю, сдержанно и скорбно прокомментированный по радиотрансляции, стал минутой молчания. Выполнив энергичную горку, экипаж флагмана освободил зону своему сопровождающему - Сергею Тресвятскому, лучшему другу Щукина.

То, что в следующую минуту предстало зрителям, буквально потрясло. Снизившаяся до десятков метров машина уже не казалась такой миниатюрной, как рядом с Ил-76. Распластанный над землёй самолёт маневрировал с малыми радиусами,большими углами атаки. Волнение охватывало даже самых бывалых авиационных специалистов, расшифровывавших за свою жизнь сотни километров показаний самописцев.

Рвалась и плакала машина. Тугие струи сбегающих слёз вихрей омывали её бока, спину, крылья. Но при известной всем эмоциональности, заметной на земле, уверенным и сдержанным был человек, сидящий в кабине "ревущего зверя." И спокойным и невозмутимым оставалось лицо руководителя полётов Николая Шматова. Ровным голосом посылал он короткие команды лётчику. Сергей действовал умело и не превышал полётного задания. Крылья памяти были надёжными и крепкими.

Тресвятского в зоне пилотирования сменил лётчик-испытатель Виктор Пугачёв. Из горизонтального полёта его рекордная машина резко перешла в набор высоты и скрылась из виду так стремительно, что многие на земле не успели её заметить. Лишь беспристрастные фотообъективы подтведили - был в программе парада этот номер.

Штурмовик "Грач". В последнее время о нём много говорят и пишут. Малоразмерный, бронированный и мощно-вооружённый. Скоростные и маневренные качества этого самолёта продемонстрировал на параде лётчик - испытатель Евгений Козлов.

Настоящую сенсацию в мире вызвало сообщение об участии советских истребителей МиГ-29 в международной авиакосмической выставке в английском городе Фарнборо.Но ещё до неё в подмосковном небе лётчик-испытатель,известный многим читателям журнала "Крылья Родины" (Он летает на СЛА). Роман Таскаев показал пилотажный комплекс,отработанный "для зарубежа": "колокол",полёт "на ноже", виражи с установившейся максимальной перегрузкой и т.д. Всё это исполненное лётчиком с высочайшей точностью и мастерством, было восторженно встречено зрителями. Довольны остались и специалисты. То,что делает Таскаев на МиГ-29, не может повторить ни один лётчик мира. До показа первого советского боевого самолёта на международной выставке осталось меньше двух недель.

Вертикальный взлёт и посадка. Самолёты,обладающие таким ценным свойством, в мире наперечёт. Находятся они и на вооружении Советского Военно-Морского Флота. Уникальные качества этой машины продемонстрировал Леонид Лобас.

Весьма ёмкий по содержанию авиационный праздник в Подмосковье (репортажи с предыдущих парадов опубликованы в "КР" №12, 1986 и №12,1987.) получился на сей раз непродолжительным - в те дни, когда на аэродроме работала аварийная комиссия, туда должны были прилететь и отрепетировать свою программу "самодельщики" - создатели любительских летательных аппаратов. В Испытаниях СЛА и аттестации первых пилотов-любителей участвовал вместе со своими товарищами и Александр Щукин.

...После воздушной части праздника в городском парке открыл двери Авиасалон, на котором были представлены боевые "миги", спортивные самолёты, любительские летательные аппараты,авиационные системы спасения экипажа,специальное оборудование. Демонстрировали свои достижения и авиамоделисты.

В числе организаторов подмосковного авиационного праздника впервые был журнал "Крылья Родины". Устный выпуск его привлёк многих горожан и гостей авиасалона. Перед ними выступили лётчики-испытатели, участники парада. Оказалось, что вот так, сразу после полётов на новейшей технике, они впервые встретились сосвоими земляками. Ещё не "остывший" после уникального полёта Сергей Тресвятский сказал:

-Наконец-то мы можем встретиться и прямо посмотреть друг другу в глаза. Можем чсвободно общаться, разговаривать, открыто рассказывать друг другу о себе всё. Нельзя пилоту оставаться одному в бескрайнем небе.

Земля,нас вырастившая, даёт силы в полёте,нередко выручает лётчика. Нам нельзя друг без друга.

 

АвиаТОП Экстремальный портал VVV.RU
Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Используются технологии uCoz