В 9-й квадрат |
Критические режимы |
Обучение |
Фигуры пилотажа |
Вывод самолёта из режимов сваливания и штопора по приборам(по результатам лётных исследований, проведённых в ЛИИ им. М.М.Громова в 1960 г.)С.Н.Анохин (летчик-испытатель), В.А.Комаров (инженер, летчик-испытатель), И.М.Пашковский (к.т.н.), А.Д.Шерстобитов (инженер). О выводе самолета из срыва и штопора в условиях слепого полета.По отклонению стрелки ЭУП определяется направление вращения самолёта при срыве и в штопоре, а также момент прекращения вращения при выводе из срыва или штопора. Авиагоризонт при нормальной его работе используется лишь после прекращения вращения для определения положения самолёта в пространстве. Указатель скорости и вариометр служат в этом случае для дополнительного контроля. При попадании самолётов на срывные режимы или в штопор в условиях слепого полёта общими рекомендациями по пилотированию для вывода в нормальный полёт являются следующие. При срыве, который характеризуется резким падением скорости по указателю, интенсивной тряской (на многих типах самолётов) и отклонением стрелки ЭУП в сторону срыва, необходимо немедленно отдать ручку управления (штурвал) от себя за нейтральное положение. После прекращения тряски и с началом ровного увеличения скорости по указателю выводить самолёт, не допуская повторного возникновения тряски и входа самолёта в спираль. Вывод при этом выполнять с помощью элеронов, отклонив ручку (штурвал) "против" стрелки ЭУП, с последующим выходом из пикирования в горизонтальный полёт по указателю скорости и авиагоризонту. Попадание самолёта в штопор можно установить по отклонению стрелки ЭУП в сторону вращения до упора, колебанию стрелки указателя скорости в диапазоне малых скоростей и вращению шкалы ГПК (при правом штопоре в сторону увеличения курса, при левом - в сторону уменьшения). Определив направление вращения по ЭУП и ГПК, поставить рули по штопору, элероны - нейтрально. По истечении 2 - 3 сек отклонить педаль против штопора ("против" стрелки ЭУП) и через 3 - 4 сек отклонить ручку управления (штурвал) от себя за нейтральное положение. Как только стрелка ЭУП начнёт возвращаться в нейтральное положение, а шкала ГПК резко замедлит вращение, педали поставить нейтрально и начинать вывод из пикирования с помощью авиагоризонта, указателя скорости и вариометра. Попадание самолёта в режим перевёрнутого штопора в условиях слепого полёта можно установить по отклонению до упора стрелки ЭУП в сторону вращения, колебаниям стрелки указателя скорости (в диапазоне малых скоростей) и действию на лётчика отрицательной перегрузки (хорошо ощущаемой лётчиком и регистрируемой визуальным указателем перегрузки).
По отклонению стрелки ЭУП определяется направление вращения самолёта в режиме штопора и момент прекращения вращения при выводе из него. Кроме того, с помощью этого прибора ведётся контроль за поведением самолёта на участке пикирования в случае выхода из строя авиагоризонта, что, как показали проведенные испытания, весьма вероятно; указатель скорости, вариометр и указатель перегрузки служат для дополнительного контроля.
Приведенные выше рекомендации лётчику по "слепому" выводу современного скоростного самолёта из срыва и штопора, разумеется, подлежит уточнению, применительно к каждому конкретному типу самолёта, учитывая известные различия как в характере срыва, так и самого штопора отдельных типов самолётов. |
|