В 9-й квадрат
Критические режимы
Обучение
Фигуры пилотажа
   

Вывод самолёта из режимов сваливания и штопора по приборам

(по результатам лётных исследований, проведённых в ЛИИ им. М.М.Громова в 1960 г.)

С.Н.Анохин (летчик-испытатель), В.А.Комаров (инженер, летчик-испытатель), И.М.Пашковский (к.т.н.), А.Д.Шерстобитов (инженер). О выводе самолета из срыва и штопора в условиях слепого полета.

По отклонению стрелки ЭУП определяется направление вращения самолёта при срыве и в штопоре, а также момент прекращения вращения при выводе из срыва или штопора.

Авиагоризонт при нормальной его работе используется лишь после прекращения вращения для определения положения самолёта в пространстве. Указатель скорости и вариометр служат в этом случае для дополнительного контроля.

При попадании самолётов на срывные режимы или в штопор в условиях слепого полёта общими рекомендациями по пилотированию для вывода в нормальный полёт являются следующие.

При срыве, который характеризуется резким падением скорости по указателю, интенсивной тряской (на многих типах самолётов) и отклонением стрелки ЭУП в сторону срыва, необходимо немедленно отдать ручку управления (штурвал) от себя за нейтральное положение. После прекращения тряски и с началом ровного увеличения скорости по указателю выводить самолёт, не допуская повторного возникновения тряски и входа самолёта в спираль. Вывод при этом выполнять с помощью элеронов, отклонив ручку (штурвал) "против" стрелки ЭУП, с последующим выходом из пикирования в горизонтальный полёт по указателю скорости и авиагоризонту.

Попадание самолёта в штопор можно установить по отклонению стрелки ЭУП в сторону вращения до упора, колебанию стрелки указателя скорости в диапазоне малых скоростей и вращению шкалы ГПК (при правом штопоре в сторону увеличения курса, при левом - в сторону уменьшения). Определив направление вращения по ЭУП и ГПК, поставить рули по штопору, элероны - нейтрально. По истечении 2 - 3 сек отклонить педаль против штопора ("против" стрелки ЭУП) и через 3 - 4 сек отклонить ручку управления (штурвал) от себя за нейтральное положение. Как только стрелка ЭУП начнёт возвращаться в нейтральное положение, а шкала ГПК резко замедлит вращение, педали поставить нейтрально и начинать вывод из пикирования с помощью авиагоризонта, указателя скорости и вариометра.

Попадание самолёта в режим перевёрнутого штопора в условиях слепого полёта можно установить по отклонению до упора стрелки ЭУП в сторону вращения, колебаниям стрелки указателя скорости (в диапазоне малых скоростей) и действию на лётчика отрицательной перегрузки (хорошо ощущаемой лётчиком и регистрируемой визуальным указателем перегрузки).

    Основными приборами, с помощью которых лётчик при перевёрнутом штопоре и выводе из него ориентируется в движении самолёта, являются:
  • электрический указатель поворота и скольжения ЭУП;
  • указатель перегрузки;
  • указатель скорости;
  • вариометр.

По отклонению стрелки ЭУП определяется направление вращения самолёта в режиме штопора и момент прекращения вращения при выводе из него. Кроме того, с помощью этого прибора ведётся контроль за поведением самолёта на участке пикирования в случае выхода из строя авиагоризонта, что, как показали проведенные испытания, весьма вероятно; указатель скорости, вариометр и указатель перегрузки служат для дополнительного контроля.

    Для вывода самолёта из перевёрнутого штопора в нормальный полёт рекомендуется:
  • определив направление вращения самолёта по отклонению стрелки ЭУП в сторону вращения, поставить рули высоты в направление по штопору, элероны - в нейтральное положение;
  • по истечении 2 - 3 сек отклонить педаль против штопора ("против" стрелки ЭУП) и через 1 - 2 сек выбрать ручку (штурвал) на себя за нейтральное положение;
  • как только стрелка ЭУП начнёт возвращаться к центру шкалы, педали поставить нейтрально и начать вывод из пикирования, контролируя режим полёта с помощью ЭУП, указателя скорости, вариометра и указателя перегрузки, не допуская появления признаков предсрывной тряски.

Приведенные выше рекомендации лётчику по "слепому" выводу современного скоростного самолёта из срыва и штопора, разумеется, подлежит уточнению, применительно к каждому конкретному типу самолёта, учитывая известные различия как в характере срыва, так и самого штопора отдельных типов самолётов.


АвиаТОП Экстремальный портал VVV.RU
Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Используются технологии uCoz